Вопрос об авторских правах, их нарушении и «кто в этом виноват», волнует практически всех многочисленных пользователей виртуального пространства. И наиболее остро проблема стоит для тех, кто в этом самом пространстве не просто подрабатывает, а зарабатывает себе на жизнь. Но вплоть до начала этой недели вопрос об авторских правах оставался открытым и крайне неопределенным.
Велись постоянные и непрекращающиеся дискуссии о том, на кого же должна пасть ответственность в случае незаконного использования информации и контента. «Виновниками» поочередно назывались то владельцы сайтов, то интернет-провайдеры, а то и вовсе третьи лица «ответственные за размещение материала в сети».
Однако со второго апреля на рассмотрение Государственной Думы был выдвинут крайне важный для обладателей интернет-бизнеса законопроект, в котором предлагается внести изменения в 4 часть Гражданского Кодекса Российской Федерации. Дмитрий Медведев решил, что в этом вопросе использовать опыт европейских коллег – совершенно лишнее. И предложил «повесить» ответственность за несанкционированное размещение информации или нарушение интеллектуальных прав собственников на тех, кого можно назвать информационными посредниками, то есть на интернет-провайдеров. Таким образом, если данный законопроект будет ратифицирован и начнет действовать, с первого сентября 2012 года у поставщиков интернет-услуг может начаться крайне неприятный период.
Как сообщают представители российской ассоциации электронных коммуникаций, вопрос о поправках четвертой статьи Гражданского кодекса начал обсуждаться еще с мая прошлого года. Именно тогда было создано несколько рабочих групп, основной задачей которых было найти оптимальный способ решения проблемы. В эти объединения вошли представители практически всех заинтересованных сторон. Более того, в ходе работы был осуществлен целый ряд договоренностей, которые могли положительно повлиять на защиту авторских прав. Однако новый законопроект полностью игнорирует все результаты работы групп экспертов. Так, например, согласно одной из статей нового законопроекта, доказывать нужно не наличие, а отсутствие вины, причем делать это обязан тот, кто нарушил интеллектуальные права. То есть, можно сделать вывод, что презумпция невиновности не распространяется на интернет-правонарушителей. А это, по словам экспертов, свидетельствует о том, что некоторые формулировки нового законопроекта требуют корректировки.